Как изменился за год покупательский спрос в первом полугодии 2023
Алексей Баландин,
франчайзи сети магазинов белья «Стильпарк» в г. Раменское
Сравнивать первое полугодие одного года со вторым полугодием другого я не вижу особого смысла – в торговле бельем спрос на одни ите же товарные группы сильно отличается в зависимости от сезона. Поэтому предлагаю сравнить первое полугодие 2022 года с первым полугодием 2023 года.
На момент написания этого текста июнь еще не закончился, поэтому сравнивать будем периоды с января по май. Для удобства приведу таблицу с динамикой изменений основных показателей (помесячно и в совокупности за указанный период):
Месяц | Оборот | Количество чеков | Средний чек | Проходимость | Трансформация |
Январь | 38"% | 34% | 3% | 56% | -5% |
Февраль | 28"% | 24% | 3% | 18% | 1% |
Март | 17% | 31% | -10% | -2% | 8% |
Апрель | 26% | 34% | -6% | -10% | 14% |
Май | 21% | 33% | -10% | -32% | 22% |
Итого | 27% | 30% | -2% | 19% | 2% |
Так, при росте проходимости в январе-феврале и ее последующем падении с марта по май количество покупок продолжает ежемесячно расти. Средний чек за этот период также демонстрирует противоречивую динамику: рост на 3% в январе-феврале и падение на протяжении следующих трех месяцев. При этом с марта по май значительно выросла трансформация. Это связано, прежде всего, с появлением большого количества новых товарных групп в ассортименте: бесшовного белья MiNiMi и OMSA, поясного белья, недорогих купальников SiSi, MiNiMi, разнообразного трикотажа и других. Средний чек снизился, но количество покупок увеличилось.
Все это в совокупности привело к росту оборота за указанный период на 27%, что, на мой взгляд, является весьма позитивным результатом.
Если же рассматривать изменения в разрезе основных товарных групп, то можно заметить, что доля продаж корсетного белья выросла на 4%, в то время как одежда для дома демонстрирует снижение на 6%. Остальные категории без изменений.
Как покупатели тратят деньги: есть тенденция к экономии средств? Снизился ли покупательский поток (ушли ли в онлайн?)
Ярковыраженной тенденции к экономии средств не прослеживается. Чеки ипо 100 рублей, ипо 20000 рублей были и в прошлом году, и в этом. Количество покупок в среднем выросло на 30% в месяц, средний чек снизился на 2%. В результате мы получили увеличение оборота на 27%. Это знак того, что, по крайней мере в нашем магазине, люди стали тратить больше денег.
Если говорить о посетителях, то в апреле-мае их количество действительно снизилось. Но я не считаю, что это связано с онлайном. Согласно моим наблюдениям, те, кто готов покупать белье на маркетплейсах, делают это уже давно. Бывают случаи, когда после примерки клиенты фотографируют артикул и уходят, но это скорее исключение, чем правило. А вот негатив по отношению к маркетплейсам встречается гораздо чаще и связан, например, с качеством доставки, необходимостью ждать заказ, внешним видом полученной посылки, сложностями или даже невозможностью совершить возврат неподошедшей или бракованной вещи. Поэтому в своем сегменте существенного оттока посетителей из-за онлайн-торговли я не жду.
Необходимы ли дополнительные методы привлечения покупателей? Если да, то какие?
Дополнительное привлечение покупателей никогда не будет лишним. Но это подразумевает увеличение финансирования, а значит, следует оценивать целесообразность каждой подобной траты индивидуально. Мы активно ведем страницу в сети «ВКонтакте», оплачиваем видеообзоры у блогеров, регулярно запускаем таргетированную рекламу изамечаем, что в нашем случае это приносит пользу. Попытка привлечения промоутера и раздача купонов на скидку не сработали. Мы не увидели положительного эффекта и отказались от подобных методов. Хотя ранее позитивный опыт с промоутерами был.
Что из ассортимента наиболее востребованно сейчас? Чему отдают предпочтение– трендовым вещам или классике?
Век трендовой вещи недолог, а классика продается всегда. Востребованность той или иной модели ассортимента определяется в основном сезонностью. Когда холодно, продаем больше колготок, когда жарко, вместо них реализуем купальники. В среднем по году структура спроса меняется незначительно. Как я уже говорил, хорошим спросом пользуются новые группы товаров: бесшовное белье, купальники и корсетное белье MiNiMi ит.д.
Как готовятся к сезону осень-зима? Какие будут новинки?
Так как 80% ассортимента мне поставляет франчайзер, основная часть подготовки к следующему сезону лежит на нем. Мне же необходимо продать то, что он подготовил на текущий сезон.
Новинки выпускаются постоянно, причем это не только новые коллекции, но и новые категории товаров. Например, после бегства с российского рынка ряда иностранных брендов, в ассортименте которых были топы и майки, франчайзер добавил в ассортиментный портфель данные товары отличного качества и по демократичным ценам, что позитивно сказалось на продажах. В общем, сейчас у франчайзера голова болит, как подготовиться к следующему сезону. А когда он наступит, голова начнет болеть уже у франчайзи, потому что все эти новинки надо будет реализовать.