Skip to main content

Как изменился за год покупательский спрос в первом полугодии 2023

Алексей Баландин,
франчайзи сети магазинов белья «Стильпарк» в г. Раменское

 

Сравнивать первое полугодие одного года со вторым полугодием другого я не вижу особого смысла – в торговле бельем спрос на одни ите же товарные группы сильно отличается в зависимости от сезона. Поэтому предлагаю сравнить первое полугодие 2022 года с первым полугодием 2023 года.

На момент написания этого текста июнь еще не закончился, поэтому сравнивать будем периоды с января по май. Для удобства приведу таблицу с динамикой изменений основных показателей (помесячно и в совокупности за указанный период):

Основные показатели 2023 по сравнению с2022 годом
Месяц Оборот Количество чеков Средний чек Проходимость Трансформация
Январь 38"% 34% 3% 56% -5%
Февраль 28"% 24% 3% 18% 1%
Март 17% 31% -10% -2% 8%
Апрель 26% 34% -6% -10% 14%
Май 21% 33% -10% -32% 22%
Итого 27% 30% -2% 19% 2%

Так, при росте проходимости в январе-феврале и ее последующем падении с марта по май количество покупок продолжает ежемесячно расти. Средний чек за этот период также демонстрирует противоречивую динамику: рост на 3% в январе-феврале и падение на протяжении следующих трех месяцев. При этом с марта по май значительно выросла трансформация. Это связано, прежде всего, с появлением большого количества новых товарных групп в ассортименте: бесшовного белья MiNiMi и OMSA, поясного белья, недорогих купальников SiSi, MiNiMi, разнообразного трикотажа и других. Средний чек снизился, но количество покупок увеличилось.

Все это в совокупности привело к росту оборота за указанный период на 27%, что, на мой взгляд, является весьма позитивным результатом.

Если же рассматривать изменения в разрезе основных товарных групп, то можно заметить, что доля продаж корсетного белья выросла на 4%, в то время как одежда для дома демонстрирует снижение на 6%. Остальные категории без изменений.

Как покупатели тратят деньги: есть тенденция к экономии средств? Снизился ли покупательский поток (ушли ли в онлайн?)

Ярковыраженной тенденции к экономии средств не прослеживается. Чеки ипо 100 рублей, ипо 20000 рублей были и в прошлом году, и в этом.  Количество покупок в среднем выросло на 30% в месяц, средний чек снизился на 2%. В результате мы получили увеличение оборота на 27%. Это знак того, что, по крайней мере в нашем магазине, люди стали тратить больше денег.

Если говорить о посетителях, то в апреле-мае их количество действительно снизилось. Но я не считаю, что это связано с онлайном. Согласно моим наблюдениям, те, кто готов покупать белье на маркетплейсах, делают это уже давно. Бывают случаи, когда после примерки клиенты фотографируют артикул и уходят, но это скорее исключение, чем правило. А вот негатив по отношению к маркетплейсам встречается гораздо чаще и связан, например, с качеством доставки, необходимостью ждать заказ, внешним видом полученной посылки, сложностями или даже невозможностью совершить возврат неподошедшей или бракованной вещи. Поэтому в своем сегменте существенного оттока посетителей из-за онлайн-торговли я не жду.

Необходимы ли дополнительные методы привлечения покупателей? Если да, то какие?

Дополнительное привлечение покупателей никогда не будет лишним. Но это подразумевает увеличение финансирования, а значит, следует оценивать целесообразность каждой подобной траты индивидуально. Мы активно ведем страницу в сети «ВКонтакте», оплачиваем видеообзоры у блогеров, регулярно запускаем таргетированную рекламу изамечаем, что в нашем случае это приносит пользу. Попытка привлечения промоутера и раздача купонов на скидку не сработали. Мы не увидели положительного эффекта и отказались от подобных методов.  Хотя ранее позитивный опыт с промоутерами был.

Что из ассортимента наиболее востребованно сейчас? Чему отдают предпочтение– трендовым вещам или классике?

Век трендовой вещи недолог, а классика продается всегда. Востребованность той или иной модели ассортимента определяется в основном сезонностью. Когда холодно, продаем больше колготок, когда жарко, вместо них реализуем купальники. В среднем по году структура спроса меняется незначительно. Как я уже говорил, хорошим спросом пользуются новые группы товаров: бесшовное белье, купальники и корсетное белье MiNiMi ит.д.

Как готовятся к сезону осень-зима? Какие будут новинки?

Так как 80% ассортимента мне поставляет франчайзер, основная часть подготовки к следующему сезону лежит на нем. Мне же необходимо продать то, что он подготовил на текущий сезон.

Новинки выпускаются постоянно, причем это не только новые коллекции, но и новые категории товаров. Например, после бегства с российского рынка ряда иностранных брендов, в ассортименте которых были топы и майки, франчайзер добавил в ассортиментный портфель данные товары отличного качества и по демократичным ценам, что позитивно сказалось на продажах. В общем, сейчас у франчайзера голова болит, как подготовиться к следующему сезону.  А когда он наступит, голова начнет болеть уже у франчайзи, потому что все эти новинки надо будет реализовать.